Самопогрузчик манипулятор.





Далее вводная информация о самопогрузчиках.

6t

Самопогрузчик представляет собой универсальную машину. Он применяется для погрузки и перевозки небольших и средних грузов – до 10 тонн, бытовок, ЖБИ изделий , автомобилей, строительных материалов, леса и пр. грузов. Самопогрузчик получается благодаря хорошо продуманному сочетанию открытой грузовой машины и гидравлической крановой установки (КМУ).

Грузовые автомобили можно характеризовать по грузоподъемности (2 — 20 тонн), длине кузова (3 – 9 метров) и ширине (1.8 — 2,5 метра), а также высоте кузова от земли (0,6 – 1,5 метра).
Крановую установку – манипулятор можно характеризовать по грузоподъемности (1 — 10 тонн) и длине стрелы (5-18 метров).
Таким образом, сочетание грузовой машины и гидравлического манипулятора дает значительное разнообразие моделей самогрузов. Поскольку крановую установку, в принципе, можно поставить на любую машину, то существуют самопогрузчики грузоподъемностью до 40 тонн и длиной до 14 метров.

Самогруз или манипулятор?
В обиходе под словом «манипулятор» зачастую подразумевают не только крановую установку, но и грузовик с установленной на нем стрелой. Таким образом, название «манипулятор» не совсем адекватно характеризует такую машину.
«Манипулятор» это в первую очередь название самой крановой установки. Мы же не называем самосвал гидравлическим кузовом.
В России эту машину называют по разному, приведу несколько примеров: кран борт, кран манипулятор, манипулятор, атокран, самогруз, сам гружу-сам везу, воровайка…

Существует большое количество различных грузовых автомобилей и манипуляторов зарубежного производства. Среди производителей кранов манипуляторов в Японии выделяются всемирно известные марки от корпораций «FURUKAWA UNIC CORPORATION», известна в мире под брендом «UNIC»,а также TADANO и КАТО

Известные производители из Кореи, это кран SOOSAN, KANGLIM, DONGYANG

Необходимо отметить также относительно молодую, но динамично развивающуюся группу инженерного состава завода CS-Mashinery, которая отделилась от концерна KANGLIM и занимается производством крановых установок с соблюдением всех инноваций, технологий этого известного гиганта из Кореи.
Есть и менее популярные производители кранов манипуляторов, такие как SHINMAIWA, NANSEI, SAKAI которые ориентированы больше на внутренний рынок Японии.
Надежность и долговечность всех перечисленных краноманипуляторных установок подтверждена десятилетиями опыта эксплуатации по всему миру.

В Россию большая часть самопогрузчиков завозится из Японии и Кореи. Экономные японцы давно поняли, что гораздо проще и дешевле возить мелкие грузы самопогрузчиком, нежели использовать для этого автокран и грузовик по отдельности. В Европе практически все открытые грузовики оснащены гидравлическим манипулятором. Существуют самопогрузчики, выполненные на базе отечественных ЗИЛ, МАЗ и КАМАЗ. Однако только у 10-тонных МАЗ и КАМАЗ рама позволяет надежно закрепить крановую установку грузоподъемностью до 5 тонн. Корея выпускает кран манипуляторные установки грузоподъемностью 7-10тонн с вылетом стрелы 25метров, под такие стрелы обязательно надо усиливать раму этих машин. На остальных отечественных машинах установка манипулятора приводит к деформации и порче рамы.
Кроме того, самопогрузчики делают и на базе импортных малотоннажных грузовиков. Обычно у подобных «самодельных» конструкций «ведет» раму после первого же тяжелого груза. Не помогают ни стальные прокладки на раму, ни дополнительный крепеж.
Итог таков: Качественный и надежный самопогрузчик – это либо заводская машина из Японии или Кореи, либо сборное устройство на базе 10-тонного МАЗ, или КАМАЗ.

Так мы уже определились в отличии самопогрузчика от обычного грузовика это, конечно же, наличие Кран манипуляторной установки (КМУ)-это гидравлические краны с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой либо жесткой подвеской крюка. От себя замечу, что стрелы с тросовой подвеской крюка, на мой взгляд, более удобны и более универсальны, этими стрелами можно выполнять больший объём работ. Приведу примеры преимущества этих стрел:

1. Простота конструкции: меньшее количество узлов и шарниров. Следовательно, меньше деталей подверженных износу, соответственно — повышение надежности, удешевление сервисного обслуживания.

2. Точное позиционирование груза за счет наличия тросовой подвески крюка, в отличие от обычного манипулятора, не имеющего данной опции. С помощью крана манипулятора, груз опускают на подготовленную поверхность с минимальной погрешностью благодаря возможности поворачивать груз в пространстве и возможности контролировать процесс опускания, корректируя его путем оттягивания троса.

3. Подъём или спуск груза строго вертикально по прямой, в отличии от траектории манипулятора жесткой конструкции.

4. КМУ плавно опускает груз на землю, без ударов.

5.  Поочередное выдвижение телескопируемых секции, позволяющее максимально использовать грузовой момент.

6. Возможность подъема или опускания груза из-за препятствия (заборы, стены либо иные препятствия).

7. Возможность работать с грузами ниже уровня земли (колодцы, карьерные работы и т. д.)

8. Возможность использования крановых установок в различных областях: строительство, озеленение, грузоперевозки, и т. д.

Полезная информация по крановым установкам

Ступени (телескоп)
Крановые установки имеют различные модификации, отличающиеся по грузодъемности (1-15 т), количеству ступеней (вылетов) от 2 до 6 , соответственно, радиусу действия. Разумеется, чем больше длина стрелы тем меньше грузоподъемность (работает правило рычага). Пример: стрела Tadano TM-ZR506. Длина 3,85-15,69м. Радиус действия 3,6 -15,47м. Ступени, в зависимости от установки, могут выдвигаться как поочередно, так и пропорционально. Также считается, что конфигурация стрелы в профиле «шестиугольник» или «пятиугольник» более надежна чем «прямоугольник». Для постоянного подъема тяжелых грузов лучше поочередное выдвижение, т.к. самая последняя и тонкая (менее мощная) ступень выдвигается последней и только в крайнем случае. Угол поворота стрелы 360 градусов. С длинными стрелами следует быть осторожными — правило рычага — желательно не поднимать больше рассчитанного. Таких стрел много гнутых, залатанных.

Трос
Трос в Японии как и везде имеет одни стандарты. Обычно это 8мм. На тяжелых Корейских крановых установках диаметр троса 12 мм. Рекомендуется менять трос при первых обрывах отдельных нитей. Благо, это недорого обходится ~10 руб/м. Барабан для троса имеет дорожки для троса и при намотке трос ложится слоями. Рекомендуется, регулярно наматывать трос с грузом. При смене троса следует наматывать его прямо с катушки. Иначе, если просто из бухты, трос перекрутится и ваш крюк впоследствии будет вести себя также. Следите за надежностью соединений в точках крепления троса. Длина троса зависит от длины стрелы. Но лучше намотать минимум от необходимого. Много троса нужно для подъема грузов из ям, кюветов и т.п.

Крюк (ГАК) , как говорится, он и в Африке крюк. Единственное, что можно сказать — это способ его фиксации в стационарном положении. Посмотреть как, можно поездив по Омску 1 день. Тут кто, на что горазд и каждый скажет свое правильное мнение (дощечка под крюк при втягивании троса, за задний бампер, за трос в любом месте кузова и т.д. за что цепляется). Правильным считается крепление за место на уровне переднего бампера, либо за трос, заведенный между «ушками» на основании стрелы. Таким способом крепления достигается фиксация крюка и избегается движение стрелы, неизбежное при движении грузовика. Крановые установки с 94 года выпуска опционально оснащаются системой складывания крюка. Это когда на окончании стрелы есть язык-шарнир, который втягивает крюк.

Аутригеры (выдвижные опоры).Крановые установки оснащены аутригерами, составляющие с установкой единое целое и выдвигающиеся на разную длину. Выдвижные опоры необходимы для достижения устойчивости и полностью разгружают переднюю ось. Аутригеры характеризуются по принципу и длине выдвижения: ручные (в горизонтальном направлении) с определенной фиксацией (как, правило в 3-х положениях), ручные с фиксацией при любой длине выдвижения, гидравлические (на мощных установках) с фиксацией при любой длине выдвижения. При работе крана манипулятора важно учитывать состояние грунта — обычно применяются разной конструкции жесткие подушки ~50х50см под опоры. Вообще, аутригеры при всей своей простой сущности и предназначению полезные штуки. Они позволяют изменять угол наклона грузовика.
При подъеме тяжелого груза краном манипулятором ближнюю опору к грузу поднимают выше избегая опрокидывания, при необходимости заведения стрелы в низкое окно, гараж и т.п действуют наоборот, тем самым переводя стрелу из горизонтального в наклоное положение. Встечаются, так называемые, высокие аутригеры (SL в маркировке Tadano), которые позволяют поднимать перед грузовика на 1м и выше. Используются на грузовиках для погрузки и перевозки техники, эвакуации даже без использования крана. Также, дополнительно бывают и 2 аутригера за задними колесами (для повышения устойчивости). Удобны при смене колес.

Некоторые крановые установки опционально имеют дублирующее управление при помощи радио-пульта. В некоторых случаях использование пульта очень удобно. Например, если поднимаемый груз краном манипулятором находится за невидимым препятствием (забор, глубокая яма), либо место постановки в кузов плохо просматривается из-за другого груза) или при подъеме/постановке негабаритного груза. Однако, следует учитывать, что пульт, как радио-устройство, подвержен помехам (проезжающий мотоцикл и т.д.), а, следовательно, сбоям в работе. Комплект радиоуправления состоит из блока (подключается к крановой установке) и, собственно, пульта. К установкам идет как опция, теоретически кран манипулятор можно укомплектовать этим комплектом, если изначально он не был установлен.

Аренда спецтехники: Самопогрузчик с манипулятором(эвакуатор 5тонн). Мини-экскаватор. Фронтальный мини-погрузчик(БОБКЭТ).